Раз в год лучшие кольцевые гонщики страны собираются на автодроме «Игора Драйв», чтобы побороться за победу в захватывающем четырехчасовом марафоне российской серии гонок на выносливость REC. Рассказываем, как марафон превратился в главную кольцевую гонку и почему в этом году его точно нельзя пропустить.
Самая престижная гонка сезона
Российская серия гонок на выносливость REC — это старейшие в нашей стране соревнования. Первый марафон состоялся 10 лет назад, в 2015 году. За это время гонки проходили на «Сочи Автодроме» и «Казань-ринге», но большинство этапов принимала подмосковная трасса Moscow Raceway. В 2022 году гоночная серия REC впервые приехала на «Игора Драйв».
Марафон стал частью самого первого фестиваля GARAGE FEST и собрал настоящих звезд отечественного автомобильного спорта. На старт вышли 23 экипажа, в составе которых были экс-пилоты «Формулы-1» Виталий Петров, Даниил Квят и Сергей Сироткин, чемпион мира по гонкам на выносливость Роман Русинов, победитель гонки «24 часа Ле-Мана» в категории GT Виктор Шайтар, победители марафона «24 часа Спа» в зачете любителей Ринат Салихов, многочисленные чемпионы России и обладатели Кубка страны.
С тех пор 4-часовой марафон REC на «Игора Драйв» остается самой престижной гонкой российского кольцевого сезона. Многие пилоты, которые не выступают в серии на регулярной основе, приезжают в Ленинградскую область, чтобы принять участие в заезде. Причем число экипажей постоянно растет: в 2023 году — 27 экипажей, в 2024-м — 37 экипажей, а в 2025-м ожидается более 40! Всего на участие в сезоне REC 2025 подали заявки 56 экипажей. Конечно же, по объективным причинам до старта доберутся не все, но вероятность нового рекорда как никогда высока.
Увеличение числа участников даже поставило организаторов перед необычной проблемой. Дело в том, что паспортная вместимость шоссейно-кольцевой трассы автодрома «Игора Драйв» составляет 44 автомобиля, однако интерес к главному марафону страны такой, что желающих, наверняка, окажется больше, поэтому организаторы REC и руководство автодрома достигли соглашения о расширении стартовой решетки марафона до 46 автомобилей.
Новинки и уникальные реплики
Растет не только количественный, но и качественный состав гоночного пелетона. Из-за того что машин категории GT становится все больше, в этом году организаторам даже пришлось отказаться от категории CN, где выступали российские спортпрототипы Shortcut. Сделано это было по соображениям безопасности: в пылу борьбы большие и тяжелые «Гран-Туризмо» могут просто не заметить маленький «Шорткат».
Итого в этом году в серии осталось четыре категории автомобилей:
— СN Pro: для мощных спортпрототипов;
— GT Pro: для мощных кузовных машин — GT3, монокубковых Ferrari, Lamborghini и Porsche, а также для быстрых машин, не попадающих в младший класс GT, вроде российских суперкаров Marussia и Rossa;
— GT: для автомобилей категории GT4;
— GT Light: для кузовных машин с удельной мощностью до 250 л. с. на тонну.
На первом этапе сезона REC 2025 состоялось сразу несколько гоночных дебютов. Впервые на российских трассах выступила монокубковая Ferrari 488 Challenge мощностью внушительные 670 л. с. По ходу сезона к ней должны добавиться и другие новинки.
Одной из них станет FDR12 — первый созданный в России спортпрототип с гибридной силовой установкой. Автомобиль на 70% состоит из отечественных комплектующих, большинство из которых производится на мощностях Московского политеха. Над проектом работали 26 человек, 80% из них — студенты Московского политеха и магистры Передовой инженерной школы электротранспорта. В команду вошли представители разных факультетов.
В его основе — несущая конструкция собственного производства, выполненная из композитных материалов, углепластика, с наполнением из алюминиевых сот. Двигатель внутреннего сгорания выдает 340 л. с., а еще 80 л. с. к этому добавляет электромотор. При этом снаряженная масса машины составляет всего 750 кг. FDR12 уже провел показательные заезды, но студенты Московского политеха решительно настроены дебютировать в гонках уже по ходу сезона.
Второй новинкой сезона REC станет спортпрототип Seven класса CN3500 московского конструкторского «Бюро 7» — создателей Shortcut. Новый прототип примерно на 200 кг тяжелее «Шортката» — его вес составляет 700 кг, но при этом мощность выросла в полтора раза — с 200 до 350 л. с. Двигатель ToyotaV6 3.5.
Наконец, в рамках марафона «РЕК ИгораДрайв 4 часа» зрители смогут увидеть уникальные реплики исторических автомобилей «Руссо-Балт С24/55» и Blitzen-Benz, созданных для кинофильма «Битва моторов». Посетители GARAGE FEST «Игора Драйв» смогут почувствовать связь времен, ведь лента посвящена участию российских гонщиков в ралли Монако 1912 года и их невероятному путешествию зимой из Санкт-Петербурга в средиземноморское княжество. Часть съемок фильма проходит в Северной столице.
Интрига до последнего круга
Гонка на выносливость — это настоящее испытание для машин, резины и людей. Технические проблемы, проколы колес, ошибки пилотов и аварии сопровождают практически каждый марафон, а фактор переменчивой погоды вносит дополнительную интригу.
Так, на «РЕК Игора Драйв 4 часа» в 2022 году боровшимся за победу российскому прототипу BR03 и Mercedes-AMG GT3 помешали повреждения шин. В 2023 году прямо перед финишем и вовсе разыгралась настоящая драма.
За несколько минут до финиша уверенно лидировал экипаж G-Drive Racing на спортпрототипе Ligier JS53, а за рулем находился чемпион мира Роман Русинов, но поломка заставила его совершить незапланированный визит в боксы. После ремонта Роман вернулся в гонку сразу за лидирующим Mercedes-AMG и бросился в погоню. Расстояние между лидерами неумолимо сокращалось, и зрители ожидали захватывающую борьбу за победу на последнем круге, но на прямой старт-финиш французский прототип замер на трассе.
В 2024 году прямо во время прогревочного круга на трассу обрушился ливень. При этом солнце продолжало ярко светить, что подарило фотографам массу шикарных кадров. Зрители, надежно защищенные от капризов природы козырьком трибуны, наблюдали за хаосом на трассе. Все пилоты стартовали на шинах для сухой погоды, поэтому многие ошибались и вылетали за пределы трассы. Кто-то сразу же поехал в боксы за дождевым комплектом, а кто-то решил остаться, что в итоге оказалось верным решением. Мы не зря упомянули яркое солнце: дождь быстро прекратился, трасса высохла и взявшие дождевые шины пилоты вновь поехали в боксы для замены колес.
Чем запомнится «РЕК Игора Драйв 4 часа» в этом году, покажет время, но можно быть уверенным — гонка будет по-настоящему интересной. Рекордное число участников, новые быстрые автомобили, скоростная трасса с множеством мест для обгонов и капризная Фортуна — зрители запомнят эту гонку надолго. Станьте одним из тех, кто увидит марафон своими глазами!
Гонка «РЕК Игора Драйв 4 часа» пройдет 26 июля — в первый день фестиваля GARAGE FEST «Игора Драйв» 2025, который продолжится и 27 июля. Билеты и подробная информация о фестивале — на сайте автодрома.