Бокс — дело экстремальное. Вождение на скользкой трассе — тоже. Так что в Центре Контраварийной Подготовки (ЦКП) Автодрома «Игора Драйв» накануне было экстремально вдвойне. За руль автомобилей там сели титулованные петербургские боксеры — проработать навыки вождения в нетипичных ситуациях.
Дождя в этот день не было, однако полотно трека ЦКП было мокрым. Даже лед имелся, хотя морозы в Ленинградской области пока редко уходят ниже «нуля». Нет, дело не в особом климате над Автодромом, а в особом оборудовании, которым он оснащен. Нажимаешь кнопку — дорога, словно после ливня. Нажимаешь другую — имитация гололеда добавляет скольжения. Так тренируется мастерство владения автомобилем в экстремальных погодных условиях. А они — эти экстремальные условия — уже не за горами: снег то и дело прорывается на просторы Северо-Запада.
Бокс и вождение — процессы, в которых требуется полная концентрация. Чуть отвлекся — получи проблему. Поэтому начеку нужно оставаться всегда.
Руслан Дотдаев, главный тренер сборной Петербурга по боксу - автомобилист со стажем. За рулем он около трех десятков лет, и ситуации за эти годы повидал разные.
– Как-то раз, например, меня выбросило на встречку, - рассказывает он. - Благо, к тому моменту опыт вождения в экстремальных условиях имелся. Я занимался оффроудом и сумел вернуть автомобилю управляемость, избежав крупной аварии. Вообще я очень люблю ездить. Отмотать за рулем 1000-1200 км. — за милую душу. Много раз видел, какой непредсказуемой может быть дорога. Для мужчины, который любит ездить, нестандартная ситуация — вызов, с которым нужно справится. И навыки, которые водитель может приобрести здесь, на «Игора Драйв», в определенных случаях могут спасти.
Главный тренер и его подопечные на треке провели несколько часов. Вместе с теоретической базой они получили самое захватывающее — практику, которая дает еще и невероятный азарт.
Процесс контролируемого заноса автомобиля весом под две тонны — это мощный выброс адреналина, если ты находишься внутри, и красивый танец железной конструкции для тех, кто наблюдает за ним снаружи.
– Наша автотренировка была разбита на три этапа, - делится заместитель руководителя Федерации бокса Санкт-Петербурга Максим Кувачев. - Движение по кругу и заброс машины в занос; контраварийсное торможение в момент, когда два колеса на обычном асфальте, а два на скользкой поверхности; «змейка» - то, чему учат в автошколе. Лучший союзник водителя в непогоду — опыт, даже, учитывая то, что современный автомобиль во многом думает за него. На трассе, понятное дело, скорости выше, чем на треке. Но здесь, имитируя те или иные дорожные и погодные ситуации, получаешь навык действия в реальной жизни. Собственно, у боксеров так же: на тренировке отрабатываешь комбинацию медленно, чтобы затем быстро использовать ее в бою.
Боксеры, поочередно меняя друг друга за рулем, оттачивали методы выхода из заноса на прямом участке, а также в левом и правом повороте. Процесс этот, как осознали они, не так-то прост даже на скорости 40 км/ч. Машину нередко разворачивало на 180 градусов, а, случалось - бросало и на 270 и на 360. И это несмотря на подсказки, звучавшие через рацию от инструкторов.
Руководитель проекта «Центр Контраварийной Подготовки» Александр Вязьменский в вопросе экстремального вождения повидал немало. И даже находясь вне автомобиля с расстояния нескольких метров может четко подсказать, в какой ситуации на какую педаль жать и в какую сторону крутить руль. Но одно дело теория, и совсем другое четко сработать на практике. Особенно когда с непривычки адреналин зашкаливает.
– Здесь я получил, пожалуй, самую большую порцию адреналина за те шесть лет, что за рулем, - говорит чемпион Европы и вице-чемпион России Сергей Ярулин. - Хотя однажды у меня была непростая ситуация. Возвращался с Байкала. На заднем сидении - родители. Пошел сильный дождь, отец предупреждает: «Избегай водной колеи». А я на скорости 60-70 км/ч как раз в нее влетаю. Вода подняла передок машины, пошел занос. А поскольку опыта поведения в экстремальной ситуации у меня не было, я зачем-то дернул ручник. Авто закрутилось, и только к большой нашей удаче обошлось без последствий - ни отбойник, ни автомобили я не задел. С теми знаниями, которые я получил здесь, разумеется, действовал бы иначе.
– На треках Автодрома «Игора Драйв» можно отработать, пожалуй, все возможные дорожные ситуации, - дополняет товарища чемпион России, боксер-профессионал Павел Сосулин. - Конечно, у меня, как и у других ребят, бывали моменты, когда по спине бежал холодок: и на 360 градусов разворачивало, и заносило прилично. После полученных здесь теоретических и практических навыков понимаю, что не всегда действовал правильно. Главная ошибка — резкие движения. Они в такие моменты - плохой союзник. Трек «Игора Драйв» дает возможность все это отработать, чтобы потом, случись подобное в реальной жизни, сработала нужная комбинация действий — как у нас в боксе.
Руль автомобиля боксеры уступали друг другу с неохотой. Тут, как в любом деле, провоцирующем всплеск адреналина, сложно остановиться. Разыгравшийся азарт требует новых его порций снова и снова. Оставшиеся за пределами машины спортсмены, впрочем, быстро находили себе занятие: оценивали заезды товарищей по рингу. Не хватало разве что баллов, как в фигурном катании. Лучшим, разумеется, сочли тренера.
- Драйв от заезда невероятный! Неспроста это место называется «Игора Драйв»! Адреналин зашкаливает! - светился Руслан Дотдаев, выходя из машины. - Ситуации, которые мы здесь моделируем, на дороге вызвали бы больше растерянности. А тут действуешь более рассудительно, реагируя на подсказки инструктора. С первого раза все, конечно, запомнить непросто, поэтому я с удовольствием бы повторил. К тому же, здесь можно попрактиковаться за рулем своего автомобиля, а это еще более ценный навык. Помимо отработки контраварийного навыка мы получили отличное эмоциональное переключение. Об этом треке я немало слышал ранее, но реальность «Игора Драйв» превзошла мои ожидания. Очень много позитивных эмоций отсюда увожу.